1. Предисловие
Поездку в Крым (живу в Ульяновске) мы с женой планировали еще в 2009. Примерно за полгода до отпуска я начал лазить по интернету в
поисках полезной информации. Самое полезное, что я нашел – сайт Антона
Дыбова. Информация очень подробная и на все случаи жизни. На остальных –
лишь ссылки и урезанные перепечатки.
Машину – Logan Authentique + ГУР - специально не готовил, потому что
так совпало, что как раз перед поездкой подошел срок очередного
техобслуживания. Каких-то запчастей с собой не брал (разве что галогенку
для фар – но только потому, что менял обе лампочки недавно, и одна
запасная осталась в машине). Собственно, рассказывать о машине больше
нечего – сел, и поехал.
Конечно, в дальней дороге не помешало бы наличие некоторых вещей,
например кондиционера (жара стояла за 30, а мы ехали только днем) и
круиз-контроля – но, что есть, то есть.
Выехали из Ульяновска 24 июля, вернулись – в ночь на 9 августа 2010 г.
2. Дорога по России
Маршрут проходил согласно проложенному навигатором через следующие
области и республики: Ульяновск – Мордовия – Пензенская – Тамбовская –
Воронежская - Белгородская области – таможня Нехотеевка-Гоптiвка –
Харьковская – Днепропетровская - Запорожская – Херсонская области –
Крым.
Маршрут с указанием населенных пунктов и примерных расстояний можно получить на страничке АвтоТрансИнфо: http://ati.su/Trace/Default.aspx. Там же можно посмотреть карту маршрута.
Дороги по этому маршруту довольно неплохие, почти везде есть
разметка и указатели. Многие водители фур подсказывают, когда их можно
обогнать – правым поворотником или рукой. В целом все водители вели себя
достаточно культурно – никто не подрезал и не сигналил, хотя пару раз
встречались совсем безбашенные, обгоняющие по встречной, из-за которых
приходилось довольно резко тормозить.
Дороги по России – как везде в России: среднего качества по трассе, с
небольшим улучшением вблизи населенных пунктов. Дороги в самих
населенных пунктах улучшаются к югу. В Мордовии федеральная трасса очень
хороша.
3. Граница
На сайте Антона Дыбова сказано, что лучше всего подъезжать к таможне рано утром – и это чистая правда!
На обратном пути мы пересекали границу в субботу вечером – со стороны
России была очередь не меньше километра! Берегите свое время –
планируйте свою поездку так, что бы приехать на таможню утром.
Из Ульяновска я выехал рано утром в субботу, планировал заночевать
недалеко от таможни на российской территории и подъехать к таможне в
воскресенье ранним утром. Но так как поехал в дорогу с только что
купленным навигатором и не сразу научился его «понимать», то, немного
заплутал в Воронеже. В результате выехал на Старый Оскол и Губкин
(шикарная к нему трасса идет!). Так как время было уже поздневечернее,
то мы решили заночевать в Старом Осколе. Там есть неплохая гостиница
«Металлург» (1600 за номер почти со всеми, хотя и совковыми, удобствами.
Правда кондиционеров нет, и окна открыть нет никакой возможности – под
окнами до двух ночи гудит вентиляция ресторана), а вот с общепитом там
беда… Лучше купить что-нибудь в супермаркете и пожевать всухомятку, чем
посещать их кафе. С утра выехали на трассу на Белгород, но я опять
заплутал, теперь уже возле Губкина, поэтому к таможне я подъехал только
примерно в 11.
К счастью, небо заволокло тучками, и нам не пришлось жариться на
солнце. На российской стороне было открыто несколько проездов, в каждый
было 3-4 машины. Переход – ожидание, осмотр и оформление – занял минут
30-40. На украинской стороне мы оформили документы (там тоже было
открыто несколько проездов), заполнили декларацию, и встали в очередь на
досмотр в красный коридор. Некоторые машины ехали через зеленый,
останавливались около таможенников и мчались дальше. Немного постояв и я
решил повторить их путь. Никто меня не остановил и не погнался за
мной. А вот у шлагбаума меня остановили и послали обратно – у меня не
было зеленого штампика на контрольном талоне. Очередь на досмотр к тому
времени увеличилась, и я, решив не вставать в конец ее, подъехал прямо к
стойке досмотра (благо там образовался «карман» между двумя машинами).
Меня быстро осмотрели и, поставив заветную зеленую печать, отпустили.
Можно сказать, что при переходе границы нам повезло – все заняло
часа полтора времени. Я заметил только одну машину, досмотр которой
производили с особым тщанием. Мы поговорили с водителем, и он
пожаловался мне, что это из-за того, что сами они украинцы, но едут на
машине с российскими номерами. Особых придирок таможенников я не увидел –
досмотр нашей машины был чисто формальным.
Иммиграционная карта, которую нам выдали на таможне, понадобилась только один раз – при обратном переходе границы.
Обратный переход границы не представил никакой трудности, за
исключением, может быть, приличной очереди. Никаких досмотров не было,
все ограничилось регистрацией выезда из Украины и въезда в РФ. По
времени получилось чуть больше часа.
Жене очень понравилось имя одного из украинских таможенников: Микола Кабачок
-------------------------
Более позднее примечание для тех, кто едет с ребенком.
Некоторые
туроператоры утверждают, что если ребенок едет только с одним
родителем, то должно быть разрешение второго на выезд ребенка из России.
Это не так. Разрешение требуется, только если ребенок едет без обоих
родителей (например, в составе тургруппы).
Кто не верить мне на слово, может почитать закон 114-ФЗ от 15.08.96, ст.20,21.
Эту информацию я так же нашел на сайте Антона Дыбова.
------------------------- 4. Путь по Украине
В Украине откровенно плохих дорог немного, в основном хорошие.
Бензин в Украине дороже нашего процентов на 40 (1 литр Аи92 стоит около
30 руб. на наши деньги). Украинские водители любят обгонять через
сплошную полосу, зато о наличии засады ДПС сигнализируют всегда.
-------------------------
Более позднее примечание: как я ошибся насчет украинских дорог! Не знаю, как в западной части Украины, но в юго-восточной дороги ужасны! Прилична только дорога Харьков-Симферополь, да, может, Киев - Одесса. В 2012 я ездил в Грецию и мне пришлось ехать другими путями. Теперь я думаю, что Украину (и Молдавию тоже - там дороги ничуть не лучше) стоит объехать через Белоруссию - пусть даже это будет на 400-500 км дальше!
-------------------------
От границы совсем недалеко до Харькова. Там мы хотели поменять рубли
на гривны, но получилось это не сразу. Мы некоторое время рыскали и
расспрашивали прохожих, пока наконец не нашли «совковый», как его
назвали местные, банк, в котором и поменяли деньги. Курс был 253 гр. за
1000 р. В обменниках на границе – 252 гр. за 1000. Реально это не такая
большая разница, что бы терять время. Поэтому не мучайтесь, меняйте на
границе. Кстати, в Крыму курс тоже был 253 за 1000. Возможно, мы просто
попали в такое время, потому что в интернете стращают, что на побережье
менять рубли очень невыгодно.
От Харькова в сторону Симферополя примерно полторы сотни километров
идет совершенно сказочная трасса. Без крутых поворотов, широкая,
разделенная газоном посередине, с площадками для отдыха… Я ехал по ней
со скоростью до 160, и меня изредка, но еще и обгоняли .
Заканчивается, правда, эта шикарная дорога резко и контрастно. Дальше
идут выбоины и колдобины, хотя и не очень долго, но очень неприятно.
Мы не успели доехать до Крыма на второй день. На ночевку
остановились в придорожной гостинице в Мелитополе. Единственный плюс
этой гостиницы – в наличии душа. Остальное – сплошные минусы. Но искать
что-то поприличнее уже не было ни сил, ни времени.
Дорога к Чонгару и после него очень загруженная, довольно узкая и
однообразная до самого Симферополя. После Симферополя идут сплошные
деревеньки, причем не всегда понятно, где кончается одна и начинается
другая. Самые живописные места начинаются уже ближе к побережью.
Трасса между Алуштой и Алупкой (дальше мы не заезжали) очень
хорошего качества: дорожное полотно ровное, везде есть указатели,
разметка, отбойники, аварийные тормозные тупики и т.д. Первоначально
конечным пунктом мы наметили Партенит, но когда приехали туда, то
растерялись. Поселок расположен на крутом склоне, все застроено домами,
улочки кривые, узкие и спускаются вниз под совершенно непривычными для
нас, равнинных жителей, углами. Походив немного по нему, решили быть
упорными до конца и таки искупаться в море!
Сразу скажу, что мест на берегу, к которым можно подъехать на
машине, очень мало или нет совсем (по крайней мере, на отрезке побережья
Алупка-Алушта), все более-менее приемлемые места, на которых можно
оставить машину огорожены веревочками и сдаются за деньги, хотя часто
рядом с «платным» местом можно найти бесплатное ничуть не хуже!
С трудом нашли «городской» пляж. Пляжи эти совсем не такие как на
«нашем» юге. Большая часть из них – насыпные. Только в районе Ливадии,
под Ялтой есть естественный Золотой пляж (так нам рассказывал
экскурсовод). Море в районе Партенита встретило нас мусором как на
пляже, так и в воде. Поплескавшись в грязной воде и приняв душ на
платном пляже, мы решили поехать в другое место – Орджоникидзе.
После Алушты (по указателю на Феодосию) мы выехали на горный
серпантин, который идет вдоль берега. И там от адреналина у меня снесло
крышу, во всяком случае, больше нечем объяснить тот азарт, с которым
входишь в крутой поворот на 180 градусов со скоростью под 60. Может,
конечно, для бывалых водителей это обычное дело, но для меня, который
попал в такие места впервые, это был настоящий драйв! Примерно полторы
сотни километров по узкой дороге, часто без отбойников и знаков на
крутых поворотах, местами по краям обрывы такие, что страшно взглянуть
вниз (особенно, когда представишь, как машина будет кувыркаться вниз
полсотни, а то и поболее, метров). На некоторых участках трудно
разъехаться даже легковым машинам, хотя я так понял, грузовики и
автобусы ездят там крайне редко.
Хоть мне и нравилось рулить по серпантину, но все же я вздохнул с
облегчением, когда мы выехали на более прямые участки ближе к Феодосии.
В Орджоникидзе мы приехали когда уже смеркалось.
5. ДПС - у нас и у них
Наверное, это самый короткий пункт – меня ни разу не останавливали в
России, а в Украине остановили один раз уже при возвращении домой за
превышение скорости в населенном пункте (я ехал 84). Но мне удалось
доказать ДПС-никам, что денег у меня нет, а оформлять протокол они
посчитали бессмысленным.
Так же мне ни разу не встретились «казачки» и «экологи» - так что и в
этом плане – ничего интересного. Правда, однажды на перекрестке нас
облепили мойщики окон - довольно агрессивные – хотя стекло помыли
неплохо .
На такой случай надо иметь мелкие деньги – по 2 или по 5 гривен (у меня
были только по 10) или стараться проезжать перекрестки без остановок.
6. Жилье
Жилье в Крыму можно найти на любой вкус, так что не стоит кидаться
на первое попавшееся. В Орджоникидзе нам предлагали клетушку 2 на 3
метра вместе с душем и туалетом за 250 гривен (~1000 руб) в сутки на
двоих, но довольно далеко от моря и без кондиционера и даже приемлемой
вентиляции. Был номер в частной гостинице за 400 – со всеми удобствами,
но без кухни. В конце концов мы остановились в двухкомнатной квартире с
кондиционером, за те же 400 гривен в сутки. В Ялте мы снимали
однокомнатную квартиру со всеми удобствами за 350 гривен. Там же нам
предлагали двухэтажный коттедж с гаражом за 500 гривен. Так что, имея
упорство и достаточно времени можно найти все, что угодно.
7. Море и суша
Про море в Партените я уже упомянул. В Орджоникидзе море очень
чистое даже на городском пляже (мы жили в 5 минутах ходьбы от него), но
там не очень удобное дно. В основном мы купались на Заводском пляже и на
пляже вблизи Двуякорной бухты. От дома до этих пляжей идти минут 15,
дорога как на один, так и на другой довольно крутая, с неудобными
спусками, но море стоит того!
Недалеко от Орджо находится знаменитый Коктебель, потухший вулкан Карадаг и Золотые ворота. Но мы там не были
В Орджо мы отдыхали 7 дней, потом поехали посмотреть Феодосию, а из нее через Симферополь – в Ялту.
По пути в Ялту заехали к Белой скале и в Мраморную пещеру. К пещере
добирались по настоящей горной дороге – грунтовке, если ее можно так
назвать. Тот участок, что запечатлен на фотографии – самый ровный
И еще несколько фотографий:
Ялтинский дельфинарий |
Как откажешься? |
Канатная дорога на Ай-Петри |
Комментариев нет:
Отправить комментарий