пятница, 13 декабря 2013 г.

Крым-2013. Форос, Балаклава, Севастополь

Из Мирного мы направились в Форос. Хотели остановиться там и из него совершать набеги на Севастополь, Балаклаву и Бахчисарай.
   Несколько раз мы сворачивали вниз, но упирались в шлагбаумы и заборы, пока, наконец, не нашли дорогу до Фороса. Улочки там кривые, крутые и узкие. Все дома и отели расположены на горных склонах. Пляж невелик, дорога к нему извилиста, очень трудно найти место для стоянки. В целом место нам не очень понравилось, поэтому мы не стали искать жилье и даже не искупались, а поехали в Балаклаву. Знаменитую Форосскую церковь тоже только сфотографировали издалека.

Балаклава расположена в Балаклавской (такое вот совпадение!) бухте. Жилье нашли почти сразу - двухкомнатную квартирку на втором этаже, практически на набережной, запарковальсь на узенькой улочке прямо у входа, и пошли гулять.

Под горой, на противоположном берегу бухты, справа от большой белой яхты, вы можете увидеть вход на завод по ремонту подводных лодок - бывший секретный объект №825, который хорошо описан у alexio_marziano.
Одна из противоатомных дверей
Макет подводной лодки.
   Следующие 2 дня мы посвятили окрестностям Балаклавы и Севастополю.

Из рукотворных достопримечательностей, кроме объекта 825, нас заинтересовала "бочка смерти". Дорогу к ней мы нашли не сразу, по пути остановились на склоне, откуда я снял эту панораму (панораму Балаклавской бухты только ленивый не снимает!)
   Потом мы взяли еще левее поднимались по крутым осыпающимся грунтовкам все выше и выше. Несколько раз у меня возникали сомнения - стоит ли ехать дальше. "Но если ездят другие, значит и я смогу" - решал я и продолжал путь. Я не был подготовлен к тому, что я увижу, не знал, что ищу. Название "бочка смерти" мне ни о чем не говорило. На вершине много старых укреплений, и я думал, что "бочка" - одно из них. Склоны были очень круты, где-то внизу отдыхал на пляже народ.
Вид на Серебряный пляж
   И так мы шли, пока не увидели это. Тогда стало понятно, что это именно бочка. Почему она называется "бочкой СМЕРТИ" - не совсем ясно. Есть версия, почему это так, но не убедительная. Я ее повторять здесь не буду - поищите сами. А вот здесь неплохое описание форта "Южная Балаклава" и "бочки".
Бочка смерти
  Чуть дальше установлен камень с надписью "Центр вселенной". Похоже на останки геодезического знака.
   Виды открываются потрясающие, в том числе и на мыс Айя.
   В Балаклаве и окрестностях есть несколько пляжей: внутренние (расположены на берегах бухты) Городской и Мраморный, внешние (расположены вне бухты к востоку и к западу от нее) Серебряный, Золотой, Инжир, Дикий, Васили и Яшмовый.
   Городской пляж расположен на восточном берегу бухты, Мраморный (я где-то читал, что его еще называют Офицерским) - на западном.
  Серебряный или Ближний (в некоторых источниках говорится, что это 2 разных пляжа) можно увидеть на фото выше (там, где чья-то нога попала в кадр) - это первый из пляжей в сторону мыса Айя, следом идет Золотой (Дальний), далее следуют  маленькие пляжики урочища Инжир. Урочище Инжир (Аязьма) является заповедником, поэтому каждый вечер по палаткам проходят лесники и собирают мзду в размере 25 гривен с человека. Добратся до этих пляжей можно как по воде, так и по суше. Путь по суше будет тернист и извилист, но горно-морские пейзажи стоят того, что бы проделать этот путь хоть один раз.
   На самом мысе Айя расположен Дикий пляж, который еще называют Затерянным миром.  Говорят, что добраться до него можно только по морю. Это единственный песчаный пляж среди всех пляжей, расположенных между мысами Айя и Фиолент.
   В сторону мыса Фиолент расположены пляжи Васили (это не опечатка - именно так его и называют) и Яшмовый (его еще называют монастырским, так как путь к нему пролегает через Свято-Георгиевский монастырь ).
   Нам удалось побывать только на пляже Василевой балки.
   Ко всем пляжам из Балаклавы ходят моторные лодки и катера - проезд на них стоит от 12 грн. с человека
На пути с пляжа Васили
Пляж Яшмовый видите? Нет? А он есть! Там, под горой, куда ведут примерно 8 сотен ступеней...
   Второй день нашего пребывания в Балаклаве, как я уже сказал выше, мы посвятили экскурсии в Севастополь. До первой намеченной точки, Свято-Никольской пирамидальной церкви, было примерно 30 км. Навигатор повел нас коротким маршрутом через Инкерман. Дорога там довольна извилистая - возможно, быстрее было бы по президентской дороге - не могу сказать. По дороге есть на что посмотреть - это и природные образования и техногенные объекты. Например, такой вот железнодорожный мост.
Железнодорожный мост
Железнодорожный мост. Фото отсюда
  Проехали мимо панорамы, диорамы и добрались до храма.
  Первый камень в его основание был заложен в 1857 году, закончено строительство в 1870. Ниже храма на склоне расположено Братское кладбище - воинское захоронение солдат и офицеров, погибших во время Крымской войны. На нем так же хоронили участников обороны Севастополя, умерших позже и солдат, защищавших Севастополь во время Великой Отечественной.

Нигде не нашел четкого описания, что за крест лежит перед храмом. Никаких табличек непосредственно около него я тоже не увидел. Но из описаний в разных источниках (например, тут) понял следующее: вовремя бомбежек Севастополя верхняя часть церкви была разрушена, в том числе и крест, который венчал храм. Этот крест упал и раскололся на три части. Именно он и лежит на постаменте. Кстати, тот крест, который сейчас находится на куполе, установлен лишь в августе 2012 - до того там стояла временная копия.
   Вот здесь можно увидеть и старый, и временный, и готовый к установке новый крест.
  Малахов курган, на который мы отправились далее - это комплекс оборонительных сооружений, из которых не уцелело почти ничего. В Корниловском бастионе расположен филиал музея Черноморского флота. С кургана на открывается хороший вид на Севастополь и окрестности.
Одно из орудий на Малаховом кургане

Вид на Южную бухту с Малахова кургана
   Севастополь - это город воинской славы. И все в нем так или иначе связано с войнами и с военными. К стыду своему признаюсь, что не очень увлекаюсь историей, интереснее всего мне архитектура и техника разных времен и народов.
   Архитектура в Севастополе довольно простая, а вот различной военной техники в городе и окрестностях - очень много.
   Например, в Михайловском равелине расположен музей, в котором собрано как оружие времен Крымской войны, так и времен Великой Отечественной, есть панорамы, костюмы и предметы быта - все можно сфотографировать. В определенное время собираются группы туристов и экскурсовод рассказывает об истории Крымской и Великой отечественной. Время ближайшей экскурсии можно узнать в кассе музея. Можно прогуляться по анфиладе комнат и самостоятельно.
Михайловский равелин
Витрина с оружием
   Побывали мы и на одном из пляжей Севастополя в Песочной бухте. Очень маленький, но благоустроенный. Народу довольно много, но не так, как в Анапе, например. Что бы поплавать - надо зайти довольно далеко от берега и есть несколько мест, в которых надо быть очень осторожными. В целом - не очень. Зато - в городе. Мы с женой любители более диких и менее людных мест, а дочка быстро нашла себе подружек и они весело резвились на мелководье.
   Понятно, что в Севастополь едут не ради пляжного отдыха, и на знакомство с ним надо отвести хотя бы несколько дней, а не несколько часов, как мы. Но, галочка на карте поставлена - мы там были.